Селектор - переключатель режима работы АКПП. Расположение и тип селектора может быть различным.
Американский автомобиль с подрулевым селектором АКПП
На легковых автомобилях американского производства, вплоть до 90-х годов, в большинстве своем селектор расположен на рулевой колонке справа, что позволяло в них посадить на цельных передних диванах три человека. Для переключения режима работы такой селектор надо потянуть на себя, перевести в нужное положение. Стрелка на указателе – квадранте показывала режим. Изначально квадрант размещался на кожухах рулевой колонки, позже на большинстве моделей его переместили на щиток приборов.
К похожему типу можно отнести и расположенные на панели приборов справа от рулевой колонки и щитка приборов, как у некоторых моделей Chrysler 1950-х годов, Honda CR-V предыдущего поколения.
Типичный селектор современной АКПП
В то же время, на европейских машинах традиционно наиболее распространено напольное расположение. На чисто японских автомобилях встречались два этих варианта, в зависимости от целевого рынка (потому что на автомобилях внутреннего японского или американского рынков встречаются и в наше время подрулевые селекторы АКПП). В современности, обычно используется напольный селектор. На коммерческих автомобилях полукапотной компоновки, к примеру, а также в некоторых кроссоверах и внедорожниках с высокой посадкой, довольно большее распространение имеет селектор на панели приборов по центру (либо на консоли).
Кнопочный селектор АКПП (слева на панели приборов)
Существуют системы выбора режима работы АКПП и без рычага, где для переключения используют кнопки - например, на автомобиле Chrysler конца пятидесятых, Edsel, отечественной "Чайке" ГАЗ модели 13, многих современных автобусах.
Если система имеет рычаг селектора, выбор режима осуществляется его переводом в одно из возможных положений. Для предотвращения случайного переключения режимов используют механизмы защиты в различных вариантах. Так, с подрулевым селектором, для перевода диапазона трансмиссии придется потянуть рычаг на себя, после чего его можно переключить в нужное положение. В случае напольного расположения рычага, используется как правило блокировочная кнопка.