15-ти дюймовый сабвуфер
5 вещей из которых строится аудиосистема в авто
Hertz Dieci — и числом, и уменьем
Morel Primo 12. «Толстый» или «тонкий»?
Авто акустика
Автоакустика - предметгордости или источник хлопот
Автоакустика. Несколько слов о сабвуферах
Автоакустика. Основные заблуждения
Автозвук
Автозвук не терпит «конвейерной сборки»!
Автомобильная акустика. Ключевые моменты выбора
Автомобильные аудио системы класса Hi-End
Автомобильные колонки: роскошь или необходимость
Автомобильные корпусные активные сабвуферы
Автомобильные сабвуферы
Автомобильные стереосистемы: усилители, саббуферы
Автомобильный клаксон: устройство и принцип работы
Автомобильный сабвуфер
Акустика для автомобиля – что нужно?
Аудиопроцессор Audison bit one
Аудиопроцессор Audison bit Ten D
Аудиопроцессоры в автомобиле
Бериллиевые грезы
В мире автозвука
Важные нюансы правильной настройки сабвуфера
Ваш автомобильный оркестр. Акустика 6,5 дюймов
Влияет ли на музыка на водителя
Возможные проблемы при установке акустики
Воспроизведение звука: звуковая сцена и ее роль
Вся правда о тыловой акустике
Выбираем FM-модулятор
Выбираем авто сабвуферы самостоятельно
Выбираем автоакустику правильно
Выбираем компоненты автозвука
Выбор автомобильного усилителя, колонок
Выбор автомобильной акустики
Выбор автомобильной аудиосистемы
Выбор и способы установки акустических систем
Выбор и установка автоакустики: сабвуфер
Где установить в машине сабвуфер?
Грамотно подбираем акустическую систему
Громкая или качественная коаксиальная акустика?
Диаграмма направленности динамика
Зачем нужен автомобильный конденсатор для сабвуфер
Звуковой процессор
Звуковые системы для элитных автомобилей
И Golf VI зазвучит!
Кабели и их влияние на звучание
Как выбрать сабвуфер в машину
Как добиться в автомобиле качественного звучания?
Как же правильно выбрать автомобильную акустику
Как подобрать акустику для вашего автомобиля?
Как подобрать акустическую систему
Как подобрать колонки к магнитоле
Как подобрать оптимальную мощность акустики
Как правильно выбрать колонки в машину
Как правильно работать с автозвуком
Как правильно установить сабвуфер в машину?
Как установить аудиосистему в автомобиль
Как установить и настроить музыкальную систему
Какие выбрать автосабвуферы?
Какой автолюбитель откажется от хорошей акустики?
Качественная музыка в Вашем автомобиле
Качественный сабвуфер для вашего автомобиля
Коаксиальная акустика
Коаксиальная акустика 6х9"
Коаксиальная или компонентная – выбор акустики
Компонентная акустика
Компоненты аудио подготовки
Конденсатор в стереосистемах: что необходимо знать
Конденсатор для сабвуфера
Кроссовер
Любители автозвука бывают разные
Места установки акустики
Миф: бас сзади
Мощность автозвука, в чём секрет?
Музыка в автомобиле
Музыка для водителей
Мультимедиа для вашего автомобиля
Настраиваем сабвуфер в системе автозвука
Немного об американской акустике. CDT Audio
Нужен ли процессор сигнала в аудиосистеме?
Обзор 2х компонентной акустики в автомобиль
Обзор автомобильных сабвуферов
Обзор акустики Morel Virtus 603
Определение оптимальной мощности акустики
Оптимальная мощность автомобильной акустики
Основные характеристики динамиков
Особенности автомобильной акустики DLS
Особенности выбора автомобильной акустики
Особенности современного автозвука
Подключение усилителя для более качественного звук
Примерный выбор комплекта недорогой автоакустики
Процессы для процессора - автозвук
Различия между компонентной и коаксиальной акустик
Размер динамиков имеет значение
Рекомендации при покупке акустической начинки авто
С двух до четырех…
Сабвуфер в автомобиле
Сабвуфер – куда поставить?
Сабвуфер — его типы и особенности конструкций
Собираем аудиосистему для собственного автомобиля
Собираем качественную аудиосистему для автомобиля
Современный автозвук
Тонкости автозвука
Тонкости автозвука: провода
Тонкости автозвука: сабвуферы
Тыловая акустика. Об основных заблуждениях
Уровень чемпионов: самая достойная акустика
Устанавливаем сабвуфер в седан
Установка автоакустики: динамики
Установка акустики
Установка акустики в автомобиле ВАЗ
Установка и размещение аудиотехники в автомобиле
Установка музыки в авто - сделай жизнь веселей
Установка сабвуферов
Фронтальный бас, кому он нужен?
Хорошо звучим!
Чем хороши системы высокого уровня?
Что нужно знать о басах перед установкой сабвуфера
Что такое автозвук?

Миф: бас сзади
Главная

Итак, в правильной инсталляции при расположенном сзади сабвуфере бас будет все-таки фронтальным. Хитрость в том, что человеческий слух воспринимает направление на звуки только в определенной полосе частот, и полоса эта лежит за пределами диапазона звучания сабвуфера. Цифры таковы: теоретически, на локализацию влияют составляющие звука с частотами от 300 Гц до 3000 Гц, в то время как сабвуферы редко имеют частоту среза фильтра нижних частот (ФНЧ) выше 100 Гц. Иными словами, источниками баса нам будут казаться фронтальные АС.
В действительности, заманчивая картина "сабвуфер сзади - бас спереди" возникнет только в том случае, если инсталляцией занимался опытный мастер, а системы, в которых бас идет все-таки сзади, - не такая уж редкость.

Причин тут несколько:

  • во-первых, если ФНЧ работает недостаточно эффективно, то сабвуфер может воспроизводить такие составляющие звука, которые способны влиять на локализацию;
  • во-вторых, если басовые способности фронтальных АС небольшие, то между сабвуфером и фронтом появится "провал";
  • в-третьих, при недостаточной шумоизоляции, вместе со звучанием самого сабвуфера мы услышим сзади массу посторонних призвуков, создаваемых дребезжанием панелей и обшивки.Вот несколько советов, следуя которым можно избежать локализации баса сзади и "подружить" теорию с практикой:

При выборе усилителя для сабвуфера преимущество имеют модели, у которых встроенный кроссовер (а именно - ФНЧ) имеет повышенную крутизну затухания - 24 или хотя бы 18 дБ/окт. Кроме того, весьма приветствуется возможность плавной регулировки фазы в сабвуферном канале. Если усилитель оснащен схемой подъема баса, то желательно, чтобы у нее можно было регулировать центральную частоту, а еще лучше, когда регулируется и добротность.

Желательно, чтобы фронтальные АС были побасовитее. С этой точки зрения преимущество имеют 16-сантиметровые динамики, хотя самые басовитые 13-сантиметровые модели в салонах небольших машин также способны дать положительный результат. Кстати, не вредно поэкспериментировать с включением фронта как с ФВЧ, так и в полном диапазоне частот, особенно для тех АС, которые имеют хорошую перегрузочную способность по басу.

Совсем необязательно, чтобы частоты среза ФНЧ для сабвуфера и ФВЧ для фронтальных АС совпадали. Хитрость в том, что как раз в области 70-150 Гц акустические свойства салона обеспечивают естественный подъем АЧХ (чем меньше машина, тем выше частота, на которой происходит этот подъем). Это дает возможность настроить ФНЧ пониже, что снижает риск локализации сабвуфера.

Корпус для сабвуфера также вносит свой вклад в увеличение крутизны затухания, будучи своеобразным ФНЧ. Среди традиционных корпусов наиболее эффективно проявляет себя в этой роли "band-pass", т.е. корпус полосового типа.

Хорошая шумоизоляция уберет источники посторонних звуков, в том числе и сзади. Они возникают потому, что беззвучные ранее элементы панелей и обшивки после уст ановки сабвуфера получают эффективный "раздражитель" в виде мощных звуковых волн и способны изрядно "заголосить".

Помимо непосредственно уровня нижнего баса сабвуфера и среднего баса фронтальных АС, на "бесшовность" их сочетания влияет также характер нижнего и среднего баса. Его чаще всего описывают словами "жирный", "плотный", "мягкий" и т.д. Этот пункт весьма трудно реализовать рядовому любителю музыки, поскольку здесь нужно экспериментировать с разными НЧ-головками, так что лучше проконсультироваться у инсталляторов насчет наработанных "связок".

Итак, сами того не ведая, мы пришли к одному из пунктов "Кодекса самурая" - к безупречности. На любой стадии, будь то подбор аудиокомпонентов по их музыкальным и функциональным способностям, установка в машину или настройка системы, нельзя допускать ошибок. Но зато как же здорово будет, когда в итоге все получится именно так, как хотелось!