Развитие GPS- и GSM-технологий рождает множество новых решений. Пристальным изучением одно из них мы и займемся. Это автомобильные маяки. Сразу же просим не путать их с навигационными маяками, это совсем иное. Даже сложившееся на рынке название «маяк» не вполне точно и корректно отражает их принцип действия. Более точно подошло бы название «маячок» или «закладка», поскольку предназначение автомобильного маяка не быть у всех на виду, а скрытно находиться в автомобиле и в случае активации сообщить координаты его местонахождения.
Как правило, автомобильный маяк активируется в случае угона автомобиля и является одним из немногих эффективных средств, позволяющих поймать угонщиков и вернуть автомобиль владельцу.
Технологии, используемые в автомобильном маяке (закладке)
Чтобы выполнить такую сложную задачу, в автомобильном маяке используется ряд взаимосвязанных систем. Это GPS-приемник, задача которого - определить координаты объекта, и GSM-модуль, который передает полученные координаты владельцу. При этом используются все доступные способы для передачи: SMS-сообщение, голосовая связь, GPRS-связь. Также GSM-модуль поставляет информацию о местоположении автомобиля по базовым станциям GSM-сети на основе LBS-технологии.
Пользователь просто прячет активированный автомобильный маяк в автомобиле. В зависимости от конструкции устройства и от способностей самого владельца оно может быть спрятано под сиденье, под обшивку, под арку колеса (если устройство герметичное), в подушку или в детскую игрушку. После чего маячок считается инсталлированным. Поскольку размер предлагаемых на рынке маяков очень небольшой, то в автомобиле найдется масса мест, где его можно расположить.
Чем надежнее он будет спрятан, тем больше вероятность, что потенциальный угонщик его не обнаружит и закладка выполнит свою функцию. Чтобы устройство нельзя было найти по проводам, в них предусмотрен автономный источник питания. После инсталляции маяк работает в энергосберегающем режиме, чтобы максимально долго использовать имеющийся источник питания.
Стандартная схема работы маяка такова. Находясь в дежурном режиме, устройство, «просыпается» один раз в сутки и связывается с базовой GSM-станцией, проверяет, нет ли команд от пользователя. Если таковых нет, оно спокойно «засыпает». Примерно раз в 7-10 дней маяк полностью запускает все режимы, включает GPS-приемник и высылает тестовое сообщение с полной информацией о своем состоянии и местоположении. Это сообщение позволяет убедиться, что закладка функционирует и находится в автомобиле.
Если автомобиль угнали, закладка, приняв команду, переходит в активный режим, и начинает извещать владельца о своем местонахождении, увеличивая частоту сеансов связи и выходя в эфир 1 раз в 10-60 минут, в зависимости от настроек. При этом в режиме поиска производители практически не использует режим постоянной активности, поскольку он демаскирует саму закладку, позволяя угонщику ее найти по сигналу GSM, что является ахиллесовой пятой спутниковых систем мониторинга.
Специфика работы автомобильного маяка предъявляет к его начинке массу специфических требований. Закладка должна быть по возможности миниатюрной, но при этом вмещать в себя емкий автономный источник питания. GPS-приемник должен быть высокочувствительным, работать в закрытых помещениях и при этом максимально экономичным. То же требуется и от GSM-модуля: минимальное потребление и максимальная чувствительность. Также желательно, чтобы систем была герметична, и при этом микрофон не потерял бы работоспособность. Плюс необходимо, чтобы пользователь в случае угона имел возможность удобным способом узнать, где находится автомобиль.
На заре становления рынка умельцы переделывали под автомобильные закладки мобильные телефоны, но эти времена уже прошли. На рынке доминируют специализированные устройства, заточенные разработчиками под конкретные задачи.