Сто лет в запасе
Главная

Практически у любого четырехколесного автомобиля есть пятое колесо – запасное. Оно влияло на компоновку и дизайн машин во все времена.
Эра пневматиков, то есть шин, накачанных воздухом, открыла необходимость в запасном колесе. Ведь в отличие от цельнолитых резиновых или деревянных колес, пневматики боялись гвоздей, которые в изобилии валялись на дорогах.
Поскольку колеса многих автомобилей были несъемными, в запас брали не колесо в сборе, а лишь покрышку с камерой - точнее, пару покрышек, связанных вместе. Сначала их размещали по правому борту, ведь рулевое колесо на большинстве самоходных экипажей начала века располагалось справа.
Со временем колеса стали съемными, и их начали располагать не только на борту, но и сзади кузова, укрыв металлическим кожухом от непогоды и солнечных лучей. Однако в 30-х годах прошлого века во многих машинах на месте запаски находился вместительный кофр для багажа, поэтому колесо переехало в выемку переднего крыла. Иногда для симметрии и эстетики колеса устанавливали не только с правой, но и с левой стороны кузова.

Снаружи…
На автомобилях повышенной проходимости колесо было довольно громоздким, и его располагали либо на заднем борту, как на многих современных внедорожниках, либо на капоте. Снаружи запаску устанавливали также на грузовиках - как правило, ей находили место под кузовом.

Внутри…
К началу 60-х в большинстве машин колесо находилось в багажном отделении. Если колеса были относительно большими (15- и 16-дюймовыми), то запаску размещали горизонтально или под углом в грузовом отсеке, и она отнимала много полезного пространства для багажа.
Однако постепенное уменьшение размеров колес до 13-дюймов позволило конструкторам установить запаску вертикально в свесе заднего крыла, благодаря чему она занимала минимум места. Но на универсалах (а вскоре и на всех остальных автомобилях) ее укладывали горизонтально в нишу багажного отделения. У такой компоновки есть единственный, но довольно существенный недостаток - чтобы достать запаску, приходится выгружать весь багаж на улицу. Некоторые конструкторы избавлялись от этой проблемы, размещая ее под полом багажника, но снаружи кузова. Однако возникала новая неприятность - запасное колесо обдувалось всеми ветрами и постепенно покрывалось дорожной грязью, а для его извлечения водитель вынужден был становиться на колени.
Довольно остроумное, хотя и редкое решение - установка запаски в… моторном отсеке. Правда, существует мнение, что такое расположение запасного колеса приводит к его преждевременному старению из-за постоянного пребывания в подкапотной «сауне».
«Костыли» и «докатки»
На современных машинах редко встретишь полноразмерное запасное колесо, ведь постепенно их шины стали слишком широкими, чтобы влезать в относительно узкую нишу для запаски, а диаметр диска постоянно рос, достигнув в настоящее время 15-16 дюймов даже на автомобилях малого класса. Поэтому конструкторы придумали так называемую докатку - малогабаритное колесо уменьшенных диаметра и ширины, которое позволяет добраться до шиномонтажа. Правда, делать это лучше всего на малой скорости и ставить «костыль» на заднюю ось. 
Запаска… без запаски
На некоторых современных автомобилях запаска… вовсе отсутствует, как и не предусмотрено место для ее размещения. Вместо запасного колеса в комплект входит специальный герметик, который вводится в поврежденную шину, а дальше пробитое колесо подкачивается компрессором до рабочего давления.
Другой вариант - применение специальных шин типа ran flat, которые позволяют добраться до шиномонтажа даже при проколе, поскольку в их боковину вмонтирован специальный жесткий пояс, препятствующий сминанию колеса.
Такое решение хорошо подходит для европейских стран с их развитой сетью шиномонтажных мастерских, чистыми дорогами и малыми расстояниями между населенными пунктами.