Что такое докатка и чем она отличается от запаски
Главная

Все больше современных автомобилей вместо полноценного запасного колеса комплектуются так называемой докаткой. Докатка имеет меньший диаметр и толщину и служит лишь одной цели - в случае прокола штатного колеса позволить автомобилю своим ходом добраться до ближайшего шиномонтажа. Популярность докаток объясняется, как правило, компоновочными причинами: она занимает в багажнике гораздо меньше места, плюсом ко всему при желании можно возить с собой несколько докаток. Особенно это необходимо тем, кто собирается в дальнюю загородную поездку, ведь при повреждении сразу нескольких колес, их все можно заменить и потихоньку доползти до места ремонта. Важно запомнить, что докатка - не полноценное колесо. Из-за небольшого диаметра и отсутствия воздухонаполненной покрышки значительно повышается нагрузка на подвеску и дифференциал автомобиля. Соответственно возникает множество проблем. Во-первых сильно уменьшается площадь контакта с дорогой. Как следствие - значительное увеличение тормозного пути и ухудшение управляемости. Во-вторых, как уже было сказано выше, страдает дифференциал. Причина - в увеличенной разнице угловых скоростей между колесами на той оси, где ставится докатка. В-третьих - перестают адекватно работать электронные системы стабилизации - ABS, ESP, DSTC. При использовании докатки они воспринимают меньший диаметр диска как проскальзывание и начинают с ним бороться, что доставляет водителю массу неприятных минут. Ну и в-четвертых, что очевидно, докатка более "хрупкая" по сравнению со штатным колесом и легко повреждается на выбоинах и ухабах.

Чем значительнее разница между диаметрами докатки и остальных трех колес, тем в большей степени вышеуказанные проблемы будут усугубляться. Если подобная разница невелика и не превышает 1 дюйма, то передвигаться можно вполне сносно - системы стабилизации будут работать корректно, следовательно будут помогать в управлении машиной и при торможении. Нагрузка на дифференциал тоже не будет чрезмерной и за его исправность опасаться не следует. Однако не стоит заблуждаться, думая, что на такой докатке можно ехать как на полноценной запаске. Глубина протектора докатки рассчитана на 2000-6000 километров пробега, он быстро стирается, еще больше увеличивая при этом тормозной путь. Кроме того, машина, оснащенная разными по величине колесами, может непредсказуемо повести себя на поворотах, особенно в снег или дождь.

При различии диаметров на 3 и более дюймов, обязательно до начала движения отключите электронные системы. Ведь если этого не сделать, колеса будут постоянно блокироваться, так как электроника будет "думать", что колеса на одной оси имеет разные коэффициенты сцепления с дорогой, и будет притормаживать одно их них. Не забудьте также, что на дифференциал при подобной разнице диаметров ложиться гигантская нагрузка. Езда на расстояние от 100 километров на скорости более 60 км/ч возможно станет фатальной для вашей машины.

Чтобы минимизировать негативные эффекты, ставьте докатку на тот мост автомобиля, который не является ведущим. Но при этом надо учитывать, что если у вас заднеприводное авто, то закрепление докатки на переднюю ось позволит не бояться за дифференциал, но зато гораздо ухудшит поворачиваемость машины, особенно зимой. В условиях скользкой дороги придется максимально сбрасывать скорость перед крутыми поворотами и действовать рулем нужно будет плавнее.

На переднеприводных машинах докатку однозначно ставим назад, спасая дифференциал и сохраняя управляемость на должном уровне.

В заключение отметим - докатка - очень удобная и нужная вещь. Благодаря компактным размерам она легко помещается в багажник, не занимая много места. При желании можно иметь с собой не одну докатку, еще сильнее обезопасив себя от неожиданностей в поездке. Если вы - неопытный водитель, еще плохо "чувствующий" автомобиль, лучше не искушайте судьбу и возите с собой полноценное запасное колесо с качественной покрышкой.