Что такое "шноркель" и для чего он нужен?
Главная

Итак, если дословно переводить с немецкого, то это дыхательная трубка. В нашем случае для автомобиля. В чем же ее суть: шноркель в классическом значении представляет собой устройство для работы двигателя в подводном положении и представляет собой конструкцию в виде трубы с воздухозаборником. В головке трубы расположен поплавковый клапан для предотвращения попадания забортной воды в работающий дизель.

А вот впервые, заметьте, история этого устройства начинается в далекие военные годы, шноркель стал серийно выпускаться и применяться во время Второй мировой войны в ВМС Германии. Подводные лодки второй четверти XX века не могли находиться под водой беспрерывно. При благоприятной обстановке лодки несли дежурство в надводном положении, скрываясь под водой в случае обнаружения цели или появления противника. При скрытном плавании в акватории, контролируемой противником, всплытия для вентиляции производились, по возможности, не реже раза в сутки (как правило — ночью). Скрываясь от атак, лодки могли находиться под водой до нескольких суток беспрерывно, что являлось немалым испытанием для экипажа.

В такой ситуации шноркель стал изобретением, существенно улучшающим скрытность субмарин: для вентиляции и зарядки аккумуляторов лодке со шноркелем можно было вместо всплытия идти на перископной глубине (около 15 метров), а на поверхности находилась головка трубы, которая по сравнению со всплывшей субмариной была малозаметна. Однако количество поставляемых шноркелей было явно недостаточным. Немецкий командир подлодки Герберт Вернер в своих воспоминаниях пишет, что шноркелями оснащались не более трети всех немецких субмарин, а его конструкция не была безупречной: при неумелом ходе под шноркелем поплавок часто застревал в трубе, что после вырабатывания воздуха работающими дизелями приводило к разрежению атмосферы в лодке и к приступам удушья у экипажа.

Первый шноркель был изобретен командиром русской подводной лодки «Скат» Николаем Гудимом и заведующим плавмастерской транспорта «Ксения» Борисом Сальяром в 1910 году. Устройство изготовили в мастерской «Ксении» и установили на «Скате», испытав его в том же году 19 октября. Также его устанавливали на субмарине «Фельдмаршал граф Шереметев». Устройство аналогичного назначения и конструкции также используется в составе оборудования подводного вождения танков.

А вот в наши дни шноркель добрался и до автомобилей. Так называют вынесенную вверх трубу для забора воздуха двигателем. Она предназначена для форсирования бродов, чтобы исключить попадание воды в двигатель, а также уменьшает загрязнение воздушного фильтра. Большинство последствий водных процедур для автомобиля можно устранить: электроразъемы обработать WD-40 и подсушить, масло в мостах и коробке заменить сразу или по возвращении. А вот попавшая в воздухозаборник жидкость, как правило, приводит к фатальным последствиям. Получив гидроудар, двигатель выходит из строя за считаные секунды. Поэтому-то установка внешнего воздухозаборника, шноркеля – жизненно необходима.