Мало кто из автолюбителей обладает необходимыми знаниями о «красной штуковине», валяющейся в машине где попало. Интерес к ней, как правило, возникает только перед приближающимся техническим осмотром автомобиля или, в худшем случае, в момент применения по назначению.
По виду огнетушащих свойств огнетушители делятся на три основных вида: воздушно-пенные, порошковые и углекислотные. Какой же из них является лучшим при устранении огненного ЧП в автомобиле?
Самыми скромными достоинствами может похвастаться воздушно-пенный огнетушитель, который еще называют аэрозольным (ОВ). Во-первых, рабочий размер таких баллонов невелик, а во-вторых, пламегасящая пена, как противоогненное оружие, практически бесполезна при сильном возгорании. Два оставшихся вида огнетушителей находятся примерно в равном положении. У них есть и свои плюсы, и свои минусы.
Порошковый огнетушитель (ОП) тушит все типы горючих материалов. При использовании порошок ложится на место возгорания, спекается до твердой корки и прекращает доступ кислорода к месту возгорания. Рабочий диапазон температур может составлять от минус 60 до плюс 50. Но как часто бывает, достоинство превращается в недостаток: содрать универсальную корку-спасительницу - задача не из простых. Порошок к тому же очень едкий, и, попадая в труднодоступные места, начинает разъедать металл и начинается коррозия. Помимо вездесущего желания «все испортить», порошковым огнетушителям свойственен еще один существенный недостаток. С течением времени, внутреннее содержимое баллона имеет свойство превращаться в монолитную массу, которая естественно не пригодна для использования. А внутреннее высокое давление подвержено свойству постоянно снижать свое значение. В среднем интервал перезарядки таких огнетушителей - раз в 2 года. Если этого не сделать, его присутствие в машине будет бесполезным.
Углекислотный огнетушитель (ОУ) хоть и уступает по огнетушащим свойствам порошковому, зато безвреден для автомобиля. Он также обладает высокой проникающей способностью в труднодоступные места, правда не тушит тлеющие твердые вещества. Поэтому тлеющую проводку или резину придется дотушивать водой, песком или любым другим способом. Не следует также забывать о том, что при работе с такими огнетушителями, не следует прикасаться оголенными частями тела к раструбу огнетушителя. В противном случае вы рискуете получить изотермический ожог, так как при выходе углекислоты температура раструба может опускаться до -70 градусов по Цельсию. Так же, как и в случае с порошковыми огнетушителями, не стоит забывать и о сроке годности устройства – со временем газ имеет свойство «улетучиваться» (интервал заправки огнетушителя – раз в пять лет).
Но какому бы огнетушителю Вы не отдали предпочтение, главное - это его пригодность в целом. Тот факт, что абсолютное большинство автолюбителей покупает автомобильные огнетушители лишь для того, чтобы пройти техосмотр, не отрицают даже сами пожарные. Оно и понятно: хороший огнетушитель стоит недешево, а проверять его в деле, возможно, никогда не придется. Категоричные требования на этот счет отсутствует (кроме массы огнетушителя, которая должна составлять не менее двух килограммов), так зачем платить больше, если невидно разницы? О том, что сможет потушить купленный огнетушитель, задумываются немногие. Впрочем, как и о том, что в самый ответственный момент он может вообще не сработать.
Если соображения безопасности являются решающими в приобретении огнетушителя, то профессиональные огнеборцы советуют отдавать предпочтение 5-литровому углекислотному (хладоновому). Но, во-первых, он стоит на порядок дороже, а во-вторых, для него еще нужно найти место в автомобиле. Зато в случае чего он отработает на 100% и не выдохнется на 10-й секунде, как это бывает с "маломерками".
Хранить купленный «аксессуар» лучше в салоне автомобиля в легкодоступном месте. Лучше расположить его поближе к водительскому сиденью.