10-ступенчатая коробка автомат
5 «недостатков» автоматической коробки передач
Аббревиатуры роботизированных коробок передач
Автомат или механика - что выбрать
АВТОМАТ УМЕР, ДА ЗДРАВСТВУЕТ АВТОМАТ!
Автомат»… - неужели так уж плох?
Автоматика на страже удобства
Автоматическая коробка передач – обслуживание
Автоматическая коробка передач: тонкости эксплуата
Автоматическая коробка передач: эксплуатация
Автоматическая коробка переключения передач
Автоматическая коробка. Это здорово?
Автоматическая коробка: доверяй, но проверяй
АКПП – А Как Правильно Пользоваться?
Вариатор или робот
Вариатор – за ним будущее
Вариатор: принцип действия, типы вариаторов
Вариаторная коробка передач
Виды селекторов
Возможности АКПП автомобиля
Время и скорость
Все обо всем. Виды коробок передач
Выбираем коробку передач
Выбираем коробку: автомат, робот или вариатор?
Деталь, которая нуждается в обслуживании
Как ездить на автомате и в чем его особенности
Как ездить на механике и в чем ее преимущество
Как отличить автомат от вариатора самостоятельно
Как пользоваться «механикой»?
Как пользоваться овердрайвом
Как пользоваться овердрайвом эффективно
Как правильно ездить на машине с «автоматом»
Как правильно стоит использовать коробку передач
Как проверить АКПП при покупке автомобиля?
Как работает АКПП
Как работает вариатор
Как работает коробка передач DSG & ECT
Как узнать номер АКПП
Классификация ступенчатых коробок передач
Коробка передач Easytronic
Коробка-автомат – источник проблем?
Механическая коробка переключения передач
МКПП: инструкция по применению
Низшие и высшие передачи
Обслуживание автоматической коробки передач
Общие сведения о тюнинге коробки передач
Овердрайв — как им пользоваться
Особенности роботизированной «механики»
От "механики" до двойного сцепления
Ответы на популярные вопросы про АКПП
Перечисление вредных деяний для AKПП
Плюсы и минусы АКП и вариатора
Плюсы и минусы КПП Tiptronic
Почему АКПП часто ломается
Принцип автоматической коробки передач
Роботизированная коробка передач серии M
С какой коробкой передач выбирать автомобиль
Секреты эксплуатации коробки-автомата
Сильные и слабые стороны автомата
Список самых дешевых в обслуживании авто с АКПП
Сравниваем «роботы» DSG и DCT
Так ли уж плох «автомат»
Технология S-tronic и двойное сцепление
Устройство автоматической КПП и её преимущества
Устройство и принцип работы вариатора
Что выбрать – вариатор или автомат?
Что выводит из строя АКПП?
Что приводит к поломкам АКПП?
Что собой представляет коробка автомат?
Что такое коробка DSG?
Что такое коробка робот?
Что такое овердрайв и как им пользоваться
Что такое типтроник и принцип его действия
Что экономичнее автомат или механика
“Механика” или “автомат”, что лучше?

Как работает вариатор
Главная

В последние несколько десятков лет автопроизводители все чаще оснащают свои автомобили вариатором – бесступенчатой трансмиссией (Continuously Variable Transmission – CVT). Расширение применения вариатора в автомобильной отрасли происходит именно в последнее время, хотя первый патент на бесступенчатую трансмиссию был получен еще в 1886 г., а принцип действия вариатора, по мнению многих, был изобретен еще Леонардо да Винчи. Основное объяснение этому – достижение на современном этапе наукой и техникой достаточного уровня развития, который позволяет обеспечить приемлемую для автомобиля степень надежности вариаторов.

Естественно, что человеку, приценивающемуся к автомобилю, оснащенному бесступенчатой трансмиссией интересно знать, как работает вариатор. Прочитав данную статью, автолюбитель будет знать принцип действия вариатора, который может быть будет или уже задает скорость его железному любимцу.

Начнем с того, что вариатор это, конечно же, передаточное устройство между двигателем автомобиля и его колесами. Основное отличие бесступенчатой трансмиссии от других ее типов, накладываемое принципом работы вариатора – способность плавно менять передаточный коэффициент и делать это во всем диапазоне располагаемых скоростей и тяговых усилий.

Несмотря на то, что на всех современных автомобилях принцип работы вариатора одинаков, конструктивно реализуется этот принцип двумя различными способами. Исходя из этих способов, вариаторы подразделяются на два типа: клиноременной и торовый. Клиноременный вариатор в свою очередь может быть сконструирован с использованием ременной передачи, такие вариаторы используются в самых легких автомобилях, а в основном в мопедах, и с цепной передачей, особая конструкция цепи для которой была изобретена специально для этих целей.

Принцип работы вариатора клиноременного типа

Вариатор клиноременного типа состоит из двух шкивов соединенных между собой ремнем (цепью), посредством которого осуществляется передача крутящего момента от двигателя, который имеет сообщение с первым, ведущим шкивом, к колесам, сообщающимся со вторым шкивом, ведомым. Оба шкива состоят из двух половинок, которые могут между собой сходиться и расходиться. Чем ближе сошлись половинки шкива, тем больше радиус окружности которую огибает передаточный ремень и наоборот, радиус поверхности прилегания ремня уменьшается по мере расхождения половинок шкива. Таким образом, заставив один из шкивов сходиться и увеличивать радиус, по которому бежит ремень, а второй синхронно с первым расходиться, мы можем плавно изменять передаточный коэффициент. Такой принцип действия вариатора изображен на следующем рисунке.

Принцип работы вариатора клиноременного типа

При увеличении радиуса прилегания ремня ведущего шкива и уменьшении ведомого происходит повышение передачи и скорости автомобиля, в обратном случае – понижение передачи и соответственной увеличение тяги.
Принцип работы вариатора торового типа

У торового вариатора похожий принцип действия. Он изображен на приведенном ниже рисунке.

Принцип работы вариатора торового типа

Но у вариатора торового типа функции сообщения с двигателем и с колесами выполняют ведущий и ведомый конусовидные диски. А ремень заменен на ролики, прижимающиеся к конусным поверхностям дисков. Ролики могут вращаться вокруг своей оси, а так же перемещаться в сторону одного либо другого конусовидного диска, изменяя тем самым радиус дорожки прилегания к дискам, а соответственно, и передаточный коэффициент.

При перемещении ролика в сторону ведущего конусовидного диска происходит повышение передачи и увеличение скорости автомобиля, если нужно повышение тяги, то необходимо переместить ролик в сторону ведомого диска и тем самым понизить передачу. В среднем положении ролика передача будет прямой.