Шумоизоляция и вибраизоляция автомобиля
Главная

По природе происхождения шумы делятся на воздушные и структурные. Средой распространения воздушного шума является воздух. Средой распространения структурного шума является твердое тело. Применительно к автомобилю это выглядит так. Работающий двигатель через элементы крепления передает вибрацию на кузов, панели которого в зависимости от степени вибрации издают звук - структурный шум.

Источники шума на автомобиле.
Их условно можно разделить на две группы:

Первичные:
- Двигатель;
- Трансмиссия;
- Система выпуска отработанных газов;
- Шины;
- Потоки воздуха, обтекающие автомобиль при движении (аэродинамический шум).

Вторичные:
- Металлические панели кузова (пол, крыша, крылья, двери, арки колесных ниш и т.д.);
- Крупногабаритные пластмассовые детали интерьера а/м (панель приборов, формованные накладки дверей, декоративный кожух переднего пола под рукоятку КПП, накладки стоек); Мелкие металлические конструкции (тяги привода замков, стеклоподъемников и т.п.).

Пути распространения шума в автомобиле

Воздушный шум от первичных источников проникает в салон а/м через неплотности кузова (дверные проемы, технологические отверстия переднего пола), а также остекление а/м. Чем толще стекло и панели кузова, тем выше их звукоизоляционные свойства. Воздушный шум от первичных источников тем ниже, чем оптимальнее конструкция самих источников: двигателя, трансмиссии, системы выхлопа, шин (высота и рисунок протектора).

Структурный шум проникает в а/м через элементы подвески к кузову силового агрегата, трансмиссии, системы выхлопа, ходовой части. Вибрация передаваемая через элементы подвески, заставляет колебаться все без исключения панели кузова, которые в свою очередь излучают структурный шум. Кроме того, звук, излучаемый элементами системы выхлопа (трубами, резонатором, глушителем), приводит к дополнительному возбуждению пола а/м, что вносит ощутимый вклад в общий уровень внутреннего шума. В общий уровень шума в салоне а/м немалую долю вносит отраженный звук. Отраженный звук - звук, получающийся при отражении звуковых потоков, издаваемых первичными источниками, от дорожного покрытия.

Методы борьбы с шумом

Разделяются на конструктивный и пассивный.

Конструктивный метод:
1 - применение отбалансированных силовых агрегатов и узлов трансмиссии;
2 - правильный подбор и расчет эластичных элементов подвески силового агрегата, трансмиссии, ходовой части, системы выхлопа;
3 - правильный расчет конструкции системы выхлопа и определение точек ее подвески к кузову;
4 - правильное моделирование конструкции кузова и его жесткости;
5 - выбор прогрессивных конструкций уплотнителей окон и дверных проемов и т.д.

Пассивный метод:
1 – Шумоизоляция автомобиля и виброизоляция автомобиля;
2 - Применение защитных кожухов.

Шумоизоляция автомобиля последняя ступень в создании «тихого» автомобиля, т.е. прежде всего автомобиль «доводится» конструкционно, а уже потом если возможности конструкции исчерпаны – используются вибро-, звуко- и шумопоглощающих и прокладочные материалы.
Необходимо отметить, что эффективность применения шимоизоляций в значительной степени зависит от начальной “шумности” автомобиля. Чем “тише” автомобиль на конструктивном уровне, тем более высоких результатов можно добиться.
Начав изучать вопрос: какова шумность тех или иных автомобилей, оказалось, что производители автомобилей очень редко указывают параметр шумности или шума автомобиля в официальных спецификациях. Для общего представления об уровне шума в салоне автомобилей смотрите приведенную ниже таблицу.